Авторизация



Посетители

Сейчас 9 гостей онлайн
РОССИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА УСПЕХ, ПРОТИВ ИМПЕРСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

Болотова Л.В., Гайдуков В.Н., Таланов В.Н.


Для России в настоящее время крайне важен поиск  новых источников развития, экономического роста. Мотивация к успеху может и должна рассматриваться в качестве подобного источника. Существует и другая сторона мотивации к успеху.
Эта сторона связана с необходимостью преодоления имперской психологической матрицы, основанной на патернализме.  Имперская психологическая матрица вырастает из абсолютизации разума человека, его предельной эмансипации, и доминанты левополушарного мышления над  мышлением правополушарным.   Имперская психологическая матрица  препятствует самостановлению  личности, суверенности личностного достоинства, а значит развитию  мотивации к успеху. Но именно последняя   делает общество «открытым».
Ещё в 1961 г. вышел труд на тему мотивации под названием «Общество людей, стремящихся к успеху» Д.К. МакКлелланда. По  его концепции потребность достижения чего-либо есть отдельный отчётливый мотив человеческого поведения, отличный от других побуждений. Он назвал это явление «n-фактором» достижения. Уровень n–фактора может быть увеличен через использование специальных программ обучения. Существуют особые  поведенческие стандарты людей с высоким уровнем n–фактора. В  частности, они в большей степени стремятся к соревновательным играм, чем люди с низким уровнем n–фактора. Они в большей степени опираются на правополушарное мышление.
Циклы экономического роста, волны экономического успеха тесно связаны с уровнем n–фактора. Д.К. МакКлелландом установлена связь между последовательными волнами мотивации к достижению успеха и пульсациями экономического роста в рамках той или иной страны. Подъём мотивации к достижению успеха предшествовал экономическому росту в разных странах.           Проведение в 2014 г. Зимней олимпиады в Сочи можно рассматривать как часть  работы по формированию в России мотивации на успех, формированию супер-категории: «Россия, ориентированная на успех». Олимпиада может  служить «опамятованием» человечества. Дух олимпиады обнажает архетипы человеческого сознания, понуждает   человеческое сознание течь вспять, к его истокам, заряжает сознание на «вечное возвращение» в античность, в «открытое общество», в место «осевой революции», к стилю народа, для которого главную роль играет понятие успеха. Олимпиада - это  возвращение в Афины, к Сократу, к его имплицитной педагогике  epimeleia - «заботы о себе самом», прямо связанной с мотивацией к успеху.
Сократ обращался к молодежи в гимназиях и к людям на улицах с одним только вопросом: заботишься ли ты о себе?          Возвращение к Сократу -  это и возвращение к его антиподу Ф.Ницше.  Сократ и Ницше - учителя личности в epimeleia / kura sui («заботе о самом себе»). Но первый  смеющийся  учитель имплицитной педагогики   опирался на аполлоническое, а второй - на  дионисийское начало, которые, несомненно, дополнительны.
По сей день «забота о самом себе» как рефлексивная модальность, связанная с самоцентрацией человека, различением человека как данности  и человека как заданности, задания   находится в неизвестной области  между метафизикой и психологией.
Ницше в своей «Весёлой науке»  сформулировал идею «законодательства  - только - для - себя» и «усомнения - в - себе»  как основу  заботы о себе самом, понимаемой как пробуждение инстинкта самостановления, самотворения личности. Инстинкт самостановления, самотворения – величайший дар жизни открытый Ницше и  существующий по логике откровения. Дар, превышающий возможность восприятия дара. Его наличие придаёт некий новый, объективный, архетипический смысл жизни, превращая жизнь из феномена в ноумен.
Мы полагаем, что политософская триада «Человек – Власть - Свобода»,  а так же политософия, как педагогика «Исхода» из «Египта» имперской психической матрицы, отражает  в своих  имплицитных ценностях существование инстинкта самостановления человека.
Можно ли отразить феноменологически существование инстинкта самотворения человека как ноумена?  Инстинкт самотворения проявляется рассеянно в энергиях личности. Это «рассеянность» добытых знаний нуждается в инструментах работы с энергиями личности и особой интерактивной площадке. Координацию  рассеянного знания об энергиях личности осуществляют имена собственные. Имя собственное выражает личностное, ипостасное бытиё человека, как уникальную сверхприродную, негентропийную   перспективу. Ницше полагал, что в отсутствие целей, «обесцеливании» человечества роль целей должны выполнять личности, личностные коды человеческой психики. Что касается организации интерактивной площадки, то её роль может выполнять  гендерная диалектика. Ф. Ницше первым указал, что ценности бывают мужские и женские. Сама гендерная диалектика выступает в качестве «института» метадиалога о человеке.
Самостановление в рамках имплицитной методологии  должно проявляться в виде некого «закона поляризации». Должно иметь место некое раздвоение, разрыв бессознательного человека, которое  определяет негентропийную активность самостановления.  «Поле» самостановления, самотворения, как трансмодальный акт, происходящий в точке «метафизического нулевого состояния», где всё равноправно и равнослучайно,  должно влиять на генераторы случайных чисел. Поэтому мы полагаем,  что феноменологически  подобный «закон поляризации»  проявляется в виде статистическо - детерминированной модели славянских имен-отчеств  Л.В. Болотовой  [1,2]. Статистическо - детерминированная модель славянских имён-отчеств отражает взаимодействие двух  дополнительных статистик мужских и женских личных  кодов (имён-отчеств), то есть некую гендерную диалектику. 
Левополушарное мышление - это символ мужского гендера, а правополушарное  мышление - символ женского гендера.  Мужские имена собственные, как личные коды отражают реальность левого полушария, а женские имена собственные  – правого. В. Лефевр выделил правополушарную  и левополушарную этические системы. Ансамбли агентов этих систем подчиняются двум дополнительным  статистикам [3]. 
Таким образом, как мы полагаем, в пространстве личностных кодов человека удаётся феноменологически зафиксировать существование инстинкта самостановления  человека. В конечном итоге это должно позволить создать соответствующие методики изучения мотивации к достижению успеха.
Формирование в России волны мотивации к достижению успеха  видится нам задачей первостепенной государственной важности.
Несколько лет назад в Твери д.т.н. В. Н. Талановым на базе классических шахмат была разработана инновационная, неклассическая шахматная система «Стратег» со свободным  набором   шахматных фигур для каждой партии в объёме договоренного материального ресурса и  с неизвестной изначально информацией о стартовых позициях игроков, генерирующей неопределённости в игровых полях. Это предполагает формирование  участниками игры  умений по разработке собственной стратегии успеха, основанной на воображении и интуиции, опоре на правополушарное мышление и развитое чувство риска.         В определенном плане система «Стратег»  выступает носителем политософских смыслов, связанных со «сборкой» «собственной» политики на личностном уровне, политики как «института человека», а не общества.
Шахматы «Стратег» - это  не только инструмент формирования мотивации к достижению успеха, но и инструмент изучения этой мотивации. Речь идёт об инновационной перспективе  расширения сферы и способов применения этих шахмат, связанной с формированием инновационных сред и  «сборкой» инновационных субъектов в России. Названые шахматы могли бы стать составной частью брендинга политософии, как меритократии 21 века, её стиля, своего рода знаком, паролем профессиональной солидарности.
Солидаристкий концепт «Россия, ориентированная на успех» может стать одной из базовых категорий Конституционного консенсуса 2013-2023 гг., что предполагает наличие инструментов сборки нового социального субъекта России. По нашему мнению  сборка субъекта, ориентированного на успех, предполагает усиление роли политософии, её парадигмы восприятия и оценивания социальных явлений. Необходимо формирование соответствующего политософского  кластера в качестве  рефлексивно-активной среды, опирающейся на профессиональный  солидаризм.

Литература:

  • Болотова Л.В. Законы славянской Ноосферы. [Текст]/Л.В.Болотова. - Тверь: Фактор, 2010. - 20 с.
  • Болотова Л.В. Гуманитарно-политическое регулирование. Современные методы.. [Текст]/Л.В.Болотова – LapLambertAcademicPublishing, 2012.- 56 с.
  • Лефевр В.А. Рефлексия. [Текст]/ Лефевр В.А.  - М.: Когито-Центр, 2003.- 496 с.